Традиционная для ОУП ВО «АТиСО» Неделя профсоюзов началась в этом году 19 сентября – в день образования ФНПР.
Поэтому лейтмотивом торжественного открытия Недели стала история ФНПР и более чем столетняя история профсоюзного движения в России.
Этой тематике были посвящены выступления председателя первичной профсоюзной организации работников ОУП ВО «АТиСО» Светланы Николаевны Татарниковой, проректора ОУП ВО «АТиСО» Галины Всеволодовны Фадейчевой и открытая лекция «История профсоюзного движения в России: уроки истории», с которой выступил заведующий организационным отделом Московской областной организации Российского профсоюза работников промышленности Станислав Викторович Буртасов. А председатель первичной профсоюзной организации обучающихся ОУП ВО «АТиСО» Алексей Богачев рассказал о том, почему профсоюз нужен не только работающим, но и студентам.
20 сентября в зале Ученого совета ОУП ВО «АТиСО» состоялось центральное событие недели профсоюзов - VIII Международная научно-практическая конференция «Мир труда в XXI веке: производительность труда и его оплата». Цель конференции - выработка консолидированного мнения о перспективных направлениях повышения производительности труда в условиях изменяющегося мира.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась ректор Академии труда и социальных отношений, заместитель Председателя ФНПР Нина Николаевна Кузьмина, обозначив значимость данной конференции, имеющей своей целью представление объективного и беспристрастного анализа процессов в сфере труда, оценка их влияния на положение работников, а также оценка перспектив развития профсоюзного движения в России.
Модератором конференции стал Олег Владимирович Соколов, секретарь ФНПР — руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР, руководитель Центра трудовых отношений и социального партнерства ИПД ОУП ВО «АТиСО».
Конференция проводилась в сочетании форматов личного совместного присутствия и удалённого подключения. Программа мероприятия была очень насыщенной и включала в себя богатый теоретический и информационный материал.
В работе конференции приняли участие представители Федерации Независимых Профсоюзов России и ее членских организаций, объединений работодателей, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, известные учёные, которые работают в области фундаментальных исследований общественных экономических отношений из России, Азербайджана, Беларуси, Вьетнама, Монголии, Китая, Франции.
В ходе дискуссий были затронуты такие актуальные проблемы, как: взаимосвязь заработной платы и производительности труда в условиях нового технологического уклада; материальные и нематериальные факторы мотивации производительного труда; частичная реализация функций заработной платы и снижение ее влияния на производительность труда; роль правового регулирования для обеспечения сбалансированного роста производительности труда и заработной платы.
Подводя итоги конференции, ректор нашей Академии Нина Николаевна Кузьмина и модератор мероприятия Олег Владимирович Соколов поблагодарили спикеров за содержательные выступления, отметив важность вопросов производительности труда, относящихся к категории вопросов устойчивого развития и требующих серьёзного обсуждения, осмысления и принятия специальных мер и действий.
21 сентября в зале Ученого совета состоялось заседание дискуссионного клуба "Свобода и ее границы в учебном процессе". Руководил обсуждением доцент, к.п.н. Павел Яковлевич Фельдман. В работе клуба приняли активное участие не только студенты, но и преподаватели: проректор, к.э.н. Галина Всеволодовна Фадейчева, декан социально-гуманитарного факультета, к.э.н. Елена Георгиевна Пономарева, и.о. вице-президента – исполнительного директора Института профсоюзного движения Светлана Николаевна Татарникова, доцент кафедры профсоюзного движения Евгения Викторовна Есенина, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом экономического факультета (ЭТиУП), к.э.н. Сергей Александрович Шапиро, профессор кафедры ЭТиУП, д.п.н.Карл Гасанович Кязимов.
От каждого факультета выступал спикер, который искал ответы на следующие вопросы:
1. Что такое свобода в широком философском понимании? Как бы вы сами определили это понятие?
2. Какие академические свободы особенно ценны для современных студентов? (например: возможность высказывать свое мнение в дискуссиях с преподавателями, возможность самостоятельно выбирать дисциплины для изучения, возможность посещать занятия по индивидуальному графику…).
3. Где, на ваш взгляд, должны заканчиваться границы свободы современных студентов? (Какие дисциплинарные рамки вы бы сами установили для обучающихся высших учебных заведений?).
4. Кто, по вашему мнению, более свободен в рамках учебного процесса: студенты или преподаватели? Какие действия преподавателей, на ваш взгляд, могут ущемить свободу студентов?
5. Какие студенческие организации защищают права и свободы обучающихся в ОУП ВО «АТиСО»? Доводилось ли вам участвовать в работе этих организаций? Чего удалось добиться?
От юридического факультета выступил Алексей Богачев, рассмотрев, что есть свобода осознанная и неосознанная. В своей речи он отметил, что свобода в учебном процессе – это, в первую очередь, реализация себя. Он подчеркнул, что права студентов должны реализовываться через студсовет и профорганизацию, и привел конкретные примеры, как это делается. Его выступление вызвало дискуссию о том, как студенты воспринимают свободу самореализации, что такое свобода творчества в учебном процессе, каковы ее границы и критерии.
Студентки социально-гуманитарного факультета Елизавета Лозинская, Алина Никифорова, Алина Некрасова подготовили общее выступление. Они рассмотрели свободу с точки зрения этимологии, приводя различные определения исходя из философского понимания этого слова, исторического, литературного.
Их выступление вызвало живое обсуждение, что же такое свобода выбора, как далеко могут распространяться правила, ее ограничивающие (например, устанавливающие дресс-код для преподавателя и студента), где находится тонкая грань между разумным ограничением и дискриминацией.
Студентка экономического факультета Давлетчурина Анна продолжила эту тему, рассмотрев понятие границ свободы. По ее мнению, «это может сделать только закон». Закон – основополагающая база как для студентов, так и для преподавателей.
В ходе дальнейшего обсуждения Павел Яковлевич Фельдман поднял тему «Свобода и соцсети», которая вызвала активную полемику об этичности демонстрации личной жизни в социальных сетях, а также фейках и провокациях, там происходящих.
Светлана Николаевна Татарникова и Павел Яковлевич Фельдман подвели итог состоявшейся дискуссии, подчеркнув, что свобода и ответственность неразрывно связаны между собой.