10 февраля 2026 года на экспертной площадке Академии труда и социальных отношений состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Смирнова Олега Владимировича. В основе работы пленарного заседания лежал институциональный и нормативно-правовой анализ: центральным методологическим подходом дискуссии стало рассмотрение общественно-правовых проблем через призму институтов, механизмов и законов. Применение междисциплинарных практик на стыке права, управления и экономики позволило специалистам отыскать подходы к решению комплексных проблем с учётом задач государственного управления, фактора экономической целесообразности и развития отечественного профсоюзного движения на основе терминологического каркаса трудового права. Обозначенное в концептуальном базисе конференции движение от теории к практике было реализовано через сочетание фундаментального подхода с выступлениями практиков. Практические результаты пленарной сессии были направлены на решение конкретных задач по разработке методических рекомендаций для профсоюзов, повышения эффективности разрешения трудовых споров, профилактики нарушений трудовых прав и укрепления механизмов социального партнёрства. Стартовые основания для выявления системных проблем через призму сопряжения академического знания с практикой хозяйствования значимы для повышения результативности взаимодействия между государством, бизнесом и обществом в ракурсе применения передовых практик профсоюзного движения.
Тематические сквозные линии были объединены общим интеллектуальным полем — поиском модели трудового права, адекватной социально-экономическим, технологическим и правовым вызовам среды. Новые условия, такие как платформенная занятость, алгоритмическое управление и фриланс, требуют переосмысления защитной функции профсоюзов и обуславливают необходимость ревизии фундаментальных научных категорий. Как отметила в открывшем пленарную сессию выступлении ректор Академии труда и социальных отношений, к.э.н. Нина Николаевна Кузьмина, технологии из фонового фактора превращаются в субъектообразующий фактор трудовых отношений. Когда работник не привязан к стационарному рабочему месту и классическому трудовому договору, востребован поиск новых механизмов защиты. Выход за пределы классической дихотомии «работник-работодатель» происходит через понятие «техногруппы», в которой третьим элементом является робот или алгоритм; ставится вопрос о том, следует ли признать за алгоритмами правосубъектность в трудовых отношениях с внесением изменений в парадигмальные научные основания или достаточно модернизировать понятия «контроля», «управления» и «рабочего места». О попытке адаптации трудового права к цифровым системам говорит внедрение концепции «алгоритмического управления» со смещением фокуса от стационарного описания трудовых прав к поиску новых механизмов их обеспечения. Оценивать и рассматривать трудовые отношения не изолированно, а в качестве части общей правовой системы позволяет отказ от отраслевой замкнутости. В целом, пленарная сессия зафиксировала переход от «стабильной модели трудового права» к «реагирующей модели». Новый фронт работ в связи с платформенной занятостью даёт профсоюзам нишевую возможность отстаивать «профсоюзный стандарт платформы» и выступать за контроль за алгоритмами: право работника на объяснение решения ИИ.
С позиций профсоюзной работы в ходе дискуссии была констатирована необходимость расширить «периметр защиты» с переходом к её персонализации. Проблема перевода работников в статус «самозанятых» и рост платформенной занятости исключают людей из сферы трудового права, что лишает работников стажа, защиты от увольнения, отпусков и больничных, отсюда запрос на представительство через профсоюзы платформенных занятых. Хотя было выявлено, что дистанционный труд формально урегулирован, на практике происходит стирание границ рабочего времени и невозможность полноценного контроля условий труда. Контроль за цифровым суверенитетом, разработка локальных актов о режиме труда и отдыха при удалённой работе находятся в фокусе современного профсоюзного академического знания. Кроме того, отмечено, что к уязвимым категориям работников относятся иностранные работники и безработные: экстерриториальность не решает вопросов фактического неравенства, в то время как судебная защита безработных затруднена из-за сложности в доказательстве дискриминации. Ослабление локального регулирования как реперная точка дискуссии представлена тем, что локальные акты могут быть использованы работодателем для точечного ухудшения условий. Работа профсоюза в этих условиях заключается во внедрении общественного аудита кадровой документации.
Представляя научные сообщения, эксперты отметили, что в условиях внешних санкций и бюджетных ограничений, оказывающих воздействие на занятость, оплату труда и социальные гарантии, роль профсоюза становится центральной именно в качестве правового гаранта в «серой зоне», где требуется признание факта трудовых отношений, в качестве института квалификационной справедливости и как субъекта цифрового нормоконтроля. Возникает необходимость концептуализировать профсоюз как организацию нового типа, оснащённую юридически и технологически, способную говорить с государством на языке экспертного знания и с обществом через экспертность по сложным трудовым статусам и создание специализированных цифровых сервисов, таких как «Калькулятор трудовых прав» на базе искусственного интеллекта или «Профсоюзный навигатор» для платформенных работников. Формирование повестки для российских профсоюзов с позиций диалога с государством и обществом требует определения наставничества как общественного блага при позиционировании профсоюза в качестве института признания заслуг.
Значимый концептуальный шаг работы молодёжной секции состоял в фиксации запроса на «умный профсоюз» как институт правового сопровождения сложных кейсов. В системе «работник — профсоюз —государство» на уровне работника фиксируются признаки дискриминации, профсоюз преобразует частную проблему в коллективный интерес, а государство получает от профсоюзов «обратную связь» о пробелах в ТК РФ. Секция носила прикладной характер через связь с реальной профсоюзной и правоприменительной практикой. В качестве проблемного поля была указана утрата культуры коллективных переговоров на уровне организаций. Молодые учёные отметили, что Закон «О занятости» не учитывает проектную и платформенную работу, отсутствует досудебный механизм легализации трудовых отношений. Для решения этой проблемы профсоюзы могут как создавать комиссии по признанию трудовых отношений на этапе локального разбирательства, так и непосредственно участвовать в законотворчестве через согласование поправок. В докладах, посвящённых дискриминации и локальной нормотворческой власти было упомянуто, что хотя локальные акты формально нейтральны, они могут создавать преимущества для одних и препятствия для других по определённому критериальному ряду. Так, работники старшего возраста могут поддаваться «мягкому вытеснению» без юридически значимых действий со стороны работодателя. В данных рамочных обстоятельствах профсоюзы могут участвовать в регуляторике через фиксацию «поведенческой» дискриминации: сбор и анализ практик, антидискриминационный аудит ЛНА и разработку в коллективных договорах разделов о наставничестве и переобучении работников предпенсионного и пенсионного возраста.
Представленная дискуссия формирует инструментальную базу для укрепления статуса профсоюза как полноценного субъекта правоприменения, которая может быть конвертирована в конкретные шаги. Представление профсоюза как цифрового омбудсмена может быть реализовано через заключение с работодателем соглашений о порядке доступа к данным и участие в разработке ЛНА о защите персональных данных. В ситуации доступности цифровых инструментов для ущемления прав через дробление ставок или отключение от учётных систем профсоюз занимает основополагающее место разработчика этических стандартов, тем самым формируя повестку цифровой справедливости, выступая в качестве защитника «новых бедных» и субъекта экономической безопасности.
Представленная на конференции информация может быть заделом для гармонизации отношений между субъектами социально-трудовых отношений, поскольку охрана труда является институтом совпадения интересов: работодатель не заинтересован в травматизме, работнику требуется база для сохранения здоровья, государству нужно трудоспособное население. Формирование «культуры безопасности» является неотъемлемым компонентом борьбы за безопасный труд, которая может быть реализована через символический капитал согласия на основе механизмов преемственности. Хотя пенсионная система является потенциально конфликтогенным институтом, в этом тематическим спектре профсоюз обладает потенциалом стать «соавтором благосостояния», а также вывести трудовые отношения на уровень общественного блага через категорию публичного интереса работников, защищая благо занятости и здоровья нации путём реализации экспертной публичной миссии.